Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий. Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций. Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность.Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологийотносят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Мнение врача:

Нарушения слуха у детей могут иметь различные причины, включая генетические факторы, инфекции в раннем детстве, травмы или длительное воздействие шума. Врачи выделяют несколько типов нарушений слуха: проводящие, сенсоневральные и смешанные. Для диагностики используются аудиометрия, импедансометрия и другие методы.

Лечение нарушений слуха у детей зависит от их типа и причины. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство, например, при проводящих нарушениях. Для сенсоневральных нарушений часто применяют слуховые аппараты или кохлеарные импланты. Важно начинать лечение как можно раньше, чтобы предотвратить возможные осложнения и обеспечить полноценное развитие слуха у ребенка.

Как обучаются дети с нарушениями слуха? (СКШИ № 65) | Классные новостиКак обучаются дети с нарушениями слуха? (СКШИ № 65) | Классные новости

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха.Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость – снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота – снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

Степень Громкость Характеристика
Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа – дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

Степень Восприятие громкости
Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая 40-55 дБ
Третья 55-70 дБ
Четвертая 70-90 дБ
Глухота Более 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

image

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения. Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи. Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи. У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать. Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

Категория Характеристика
Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, – ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е. у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи). Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу. Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е. имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Интересные факты

  • Причинами нарушений слуха у детей могут быть не только генетические факторы, но и приобретенные.К приобретенным причинам относятся перенесенные инфекции, травмы, осложнения после приема лекарственных препаратов и другие.
  • Одним из самых распространенных способов лечения нарушений слуха у детей является слухопротезирование.Аппараты могут усиливать звук, передавать его непосредственно во внутреннее ухо или стимулировать слуховой нерв.
  • Ранняя диагностика и лечение нарушений слуха у детей имеет решающее значение для их развития.Правильно подобранная слуховая реабилитация позволяет компенсировать потерю слуха и предотвратить задержки в речевом и общем развитии.
Нарушение слуха у детей. Причины, диагностика, лечение.Нарушение слуха у детей. Причины, диагностика, лечение.

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.). В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия – исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

image

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников – речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

image

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Опыт других людей

Нарушения слуха у детей вызывают большое беспокойство у родителей и специалистов. Основные причины их развития могут быть разнообразными: врожденные аномалии, инфекции, травмы, а также генетические факторы. Классификация нарушений слуха у детей включает проводимые и непроводимые формы, а также смешанные варианты. Для успешного лечения важно своевременно выявить проблему и начать медицинское вмешательство. Способы лечения могут варьироваться от применения слуховых аппаратов до хирургических операций, в зависимости от типа и степени нарушения. Важно помнить, что раннее обращение за помощью специалистов и поддержка со стороны близких играют ключевую роль в успешной борьбе с нарушениями слуха у детей.

Эти симптомы у детей должны вас насторожить! Детский невролог о развитии детей от 0 до 17 летЭти симптомы у детей должны вас насторожить! Детский невролог о развитии детей от 0 до 17 лет

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха. Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

image

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез – введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Частые вопросы

Что может являться причиной нарушения слуха у детей раннего возраста?

Распространенными причинами потери слуха являются генетические дефекты у новорожденных, ушные инфекции и серная пробка у детей. Многие случаи обнаруживаются при обследовании, но потерю слуха следует заподозрить, если дети не реагируют на звуки или имеют задержку речевого развития.

Какие основные типы нарушений слуха существуют?

Существует три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная.

Какие особенности развития характерны для детей с нарушением слуха?

отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года,низкая двигательная активность,замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом,Ещё

Что такое нарушение слуха у детей?

Общая информация Тугоухость у детей – патология, при которой наблюдается снижение остроты слуха различной степени. Заболевание значительно затрудняет понимание разговорной речи и устройства окружающего мира, что негативно отражается на общем развитии малышей.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Регулярно проводите аудиометрическое исследование слуха у детей, особенно если есть подозрения на нарушения слуха. Раннее выявление проблемы позволяет начать лечение вовремя.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на окружающую среду ребенка: избегайте шумных мест, контролируйте уровень звука при использовании наушников, обеспечивайте тишину во время сна. Это поможет предотвратить дополнительные нагрузки на слух.

СОВЕТ №3

При обнаружении нарушений слуха у ребенка обратитесь к специалистам – врачу-оториноларингологу и аудиологу. Точное диагностирование и назначение правильного лечения играют ключевую роль в восстановлении слуха.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации